ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЕСТЕСТВЕННО—НАУЧНЫХ

И ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Положение о конкурсе

Всероссийский конкурс естественно-научных и инженерных проектов школьников и студентов «Реактор» направлен на популяризацию деятельности созданных в различных регионах страны площадок, занимающихся поддержкой научно-технического творчества молодежи и реализацией поисковых, исследовательских и проектных работ.

Всероссийский конкурс естественно-научных и инженерных проектов школьников и студентов “Реактор” включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, поддержанных Министерством образования РФ!

Участники

К участию в конкурсе приглашаются школьники 1—11 классов, студенты колледжей и вузов (возрастом до 28 лет)

участники от 6 до 11 лет, школьники младших классов (1-4 кл.) участники от 12 до 16 лет, обучающиеся основной ступени школы (5-9 кл.)
старшеклассники (10-11 кл.); студенты младших курсов колледжей и вузов возрастом до 18 лет студенты старших курсов колледжей и вузов, магистры и бакалавры, аспиранты возрастом до 28 лет

Подать заявку

Треки (номинации) конкурса

Для участия в Конкурсе принимаются проекты, реализованные в рамках следующих «треков» (номинаций): «Исследуй!», «Изобретай!», «Создавай!».

Подать заявку

Трек «Исследуй!»

Ориентирован на проведение теоретических и прикладных работ в области естественно-научных дисциплин:

Физика
Химия
Биология
Экология

Трек «Изобретай!»

Представлен прорывными разработками в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ).

Новые рынки:

AeroNet (Аэронет) — распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;

MariNet (Маринет) — распределенные системы морского транспорта без экипажа;

AutoNet (Автонет) — распределенная сеть автотранспорта без водителя;

EnergyNet (Энерджинет) — решения, обеспечивающие распределенный характер энергетических сетей (smart grid);

NeuroNet (Нейронет) — средства человеко-машинных коммуникаций, основанные на передовых разработках в нейротехнологиях;

FoodNet (Фуднет) — интеллектуализация, автоматизация и роботизация технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов от производства до потребления;

SafeNet (Сейфнет) — новые персональные системы безопасности;

HealthNet (Хелфнет) — системы, базирующиеся на достижениях в науках о жизни и обеспечивающие рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств лечения;

FinNet (Финнет) — децентрализованные финансовые системы и валюты.

Новые технологии:

Цифровое проектирование и моделирование — разработка с применением автоматизированных компьютерных систем, позволяющих строить и просчитывать электронные проекты и модели.

Новые материалы — разработка новых перспективных материалов. Зачастую именно на уникальных свойствах нового материала основан принцип той или иной технологической концепции.

Аддитивные технологии (технологии послойного синтеза) — технологии, в которых создание изделия осуществляется путем добавления материала в отличие от традиционных технологий, где деталь формируется путем удаления лишнего материала из заготовки.

Квантовые коммуникации — коммуникационные сети, обеспечивающие передачу и защиту данных с использованием фундаментальных законов квантовой механики.

Сенсорика — разработка сенсоров и сенсорных сетей, обеспечивающих «органы чувств» для цифровых систем.

Мехабиотроника — синергетическое объединение точной механики и электронных, электротехнических и компьютерных компонент с живыми системами.

Бионика — применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Геномика и синтетическая биология — изучение и инженерия генома и генов, изменение и создание свойств живых организмов.

Нейротехнологии — использование и расширение знаний о функционировании мозга для человеко-машинного взаимодействия, распознавания эмоциональных состояний, расширения возможностей взаимодействия с окружающим миром и т.д.

BigData — технологии анализа больших объемов данных.

Искусственный интеллект и системы управления — автоматические системы управления и принятия решений.

Новые источники энергии — разработка новых перспективных и экологичных источников энергии.

Элементная база — разработка перспективных электронных компонент, в т.ч. процессоров.

Трек «Создавай!»

Связан с решением инженерных и технических задач и реализации актуальных проектов с использованием современного технологического оборудования (3D-принтеры и 3D-сканеры, фрезерные станки с числовым программным управлением и пр.).

В треке могут быть представлены следующие направления проектов:

Дизайн
разработка продукта (от предмета быта до высокотехнологичных изделий), объединяющего в себе функциональность и эстетику;

Электроника
применение различного рода электронных устройств для создания уникальных продуктов;

Механика
создание оригинальных механических моделей;

Материалы
использование традиционных материалов в современном контексте.

С подробными условиями Конкурса можно ознакомиться в Положении (pdf).

Общий организационный план-график конкурса в 2018 году.

Узнать больше о членах жюри конкурса можно в разделе «Эксперты»

Подать заявку

Призы

Главным призом конкурса "Реактор" в 2018 году станет поездка на ежегодный фестиваль фаблабов FAB 14 во Франции (Тулуза, 21-22 июля 2018 года)!

Такая возможность будет предоставлена компанией «Эффективные социальные технологии».

Познакомиться с новыми проектными технологиями и своими глазами увидеть лучшие мейкерские проекты со всей Европы, сможет автор (лидер) проекта, который:

  • Заявит на конкурс интересный проект
  • Подготовит яркую презентацию
  • Получит высокие баллы от экспертов во время заочной оценки
  • Войдет в десятку конкурсантов с наибольшим количеством баллов в рейтинге
  • Представит свой проект перед членами жюри во время онлайн-защиты
  • Наберет дополнительные баллы от партнеров конкурса и в итоге среди лучших из лучших будет выбран тот, кому и достанется приз!

Поехать на FAB 14 сможет не только автор наиболее интересного проекта, но и самая активная площадка конкурса! Чтобы побороться за этот приз нужно от площадки:

  • Заявить на конкурс не менее 3 проектов от 3 разных авторов
  • После экспертизы будет подсчитана сумма баллов 3 наиболее высоко оцененных проектов с разными авторами
  • Площадка, которая наберет максимум, будет признана победителем!
     

Познакомиться с новыми проектными технологиями и своими глазами увидеть лучшие мейкерские проекты со всей Европы, сможет 1 представитель официальной конкурсной площадки, рекомендованный ее руководителем (Проезд до Москвы и проживание вне поездки во Францию оплачиваются самими участниками).

Подать заявку

К Всероссийскому конкурсу “Реактор” присоединился новый партнер - компания “Инновационные Системы Образования”. Это официальный образовательный дистрибьютор компании Autodesk на территории России, консультирующий по вопросам прохождения международной сертификации Autodesk  и открытия Авторизованных Учебных Центров Autodesk на территориях России и Беларуси.

Что необходимо сделать:

  • Зарегистрировать новый проект на сайте конкурса “Реактор”, во всплывающем окне выбора категорий проекта (выбрать: Номинация, Ступень) отметить галочкой категорию “Fusion 360”, в ключевых словах можно указать  слова “Fusion360” и “Autodesk”.
  • Если проект уже зарегистрирован в системе “ПрофПроект”, то нужно нажать на кнопку “Редактировать идею”, расположенную вверху карточки проекта, внести дополнения в категории проекта (выбрать: Номинация, Ступень), отметить галочкой категорию “Fusion 360” ) и отправить повторно идею и план проекта на модерацию.
  • В данной номинации смогут принять участие конкурсанты II ступени (школьники 13 - 16 лет), III ступени (старшеклассники и студенты младших курсов колледжей и вузов до 18 лет), IV ступень (студенты старших курсов колледжей и вузов, магистры и бакалавры, аспиранты возрастом до 28 лет).
  • Если у участника не установлен Fusion 360, то данную программу можно скачать по ссылке Autodesk®Fusion360TM. Данное ПО бесплатно для студентов, учителей и образовательных учреждений.
  • Если при выполнении работ участнику нужны будут советы по проектированию, то можно воспользоваться короткими видеороликами по темам разработки во Fusion 360  на канале инструктора Марафона Fusion 365 на Youtube .
  • После реализации подготовить презентацию с описанием проекта, дополнительно указав в презентации: ФИО участника, e-mail, наименование образовательного учреждения, город, ссылку на  разработанную модель, сделанную во Fusion 360 (Узнать, как опубликовать ссылку и поделиться вашим проектом с другими пользователями вы можете на странице: How to share a Fusion 360 design

Технические Требования:

  1. Модель должна быть создана только в программе Autodesk® Fusion 360™. Участники, предоставившие модель, разработанную в другом ПО, не оцениваются экспертами Autodesk.
  2. Все компоненты должны быть созданы только сами авторами проекта, нельзя импортировать существующие CAD компоненты и объекты в конкурсный проект, за исключением компонентов Autodesk и/или компонентов из McMaster-Carr.
  3. Вы должны быть единственным разработчиком проекта. Проекты, спроектированные третьими лицами приниматься не будут.

Призовой фонд:

  • Всем участникам номинации Fusion360 будет предоставлен сертификат об участии от компании Autodesk.
  • Три лучшие работы будут отобраны для получения приза от компаний «ИСО» и Autodesk.

1 место – PowerBank Autodesk (зарядное устройство на 2200 mAh)
2 место – термокружка Autodesk
3 место – наушники Autodesk
 

Критерии оценки

Критерии оценки проектов:

Траектория конкурса

Подробные описания траектории конкурса для площадки (pdf) и участников Конкурса (pdf).

Методология работы
над проектом

Работа над проектом — это последовательный процесс от выявления проблемы и формирования идеи (замысла) до презентации и защиты

Подробнее о методологии подготовки проекта к конкурсу (pdf).

Инструкции

Для помощи участникам Конкурса «Реактор», а также специалистам конкурсных площадок — центров молодежного инновационного творчества, детских технопарков «Кванториум» и пр., были подготовлены следующие инструкции:

Для представления проектов на Конкурсе «Реактор» рекомендуется использовать специальные шаблоны для оформления презентаций:

Площадки конкурса

Главный тренд современного технологического развития России — инновации. Именно за счет инновационной деятельности предполагается широкое распространение передовых технологий и построение перспективных рынков, призванных обеспечить в ближайшем будущем подъем национальной экономики и высокий уровень развития общества. Однако, без опоры на человеческий капитал, все эти цели рискуют остаться только на бумаге. Особым носителем, от которого зависят качественные и количественные характеристики развития человеческого капитала, выступает молодежь. Площадками для развития творческого потенциала детей и молодежи, поощрения их интереса к науке и технике, привлечения внимания к сфере инноваций и высоких технологий, развития личностных и профессиональных качеств становятся ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества), детские технопарки «Кванториум» и другие структуры новой системы дополнительного образования.

Перечень площадок конкурса «Реактор»

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и инженерных проектов «Реактор» — это уникальная возможность для ЦМИТ, детских технопарков «Кванториум» и других структур открыть свои двери перед школьниками и студентами, обеспечить их всем необходимым для реализации задуманных идей и создать пространство открытое для таланта, творчества, инноваций!

Стать площадкой

ЦМИТы

Создаваемая в России сеть ЦМИТ — это один из кирпичиков в фундаменте, на котором планируется построение современной инфраструктуры поддержки детских и молодежных инициатив на научно-техническом и инженерном поприщах. Этот проект стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». ЦМИТ — это открытая производственная площадка, доступная для детей школьного возраста (1—11 класс), студентов колледжей и вузов, аспирантов и специалистов, предпринимателей и стартаперов; это место, где молодые мастера могут реализовывать свои идеи и проекты, а также заниматься научной и исследовательской деятельностью.

Направления работы ЦМИТ

  • поиск и поддержка детей и молодежи, проявляющих выраженную мотивацию в области научно-технического, инженерного творчества;
  • широкое информирование о современных цифровых производственных технологиях и преимуществах инновационного поведения в среде детей и молодежи;
  • максимальная информационная открытость и доступность инфраструктуры для целевых аудиторий.

Детские технопарки «Кванториум»

Детские технопарки «Кванториум» — площадки, ориентированные на работу с детьми в возрасте от 5 до 18 лет с целью вовлечения их в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Цель их создания — стимулирование интереса подрастающего поколения к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых детей и молодежи, популяризация престижа инженерных профессий, освоение современных лазерных технологий, нейротехнологий, программирования, 3D-моделирования и т.д. Проект реализуется в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.

Направления работы детских технопарков «Кванториум»

  • Автоквантум — проектирование, создание, настройка и организация испытаний полностью действующих дистанционно пилотируемых прототипов транспортных средств с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти (бензин, керосин, дизельное топливо);
  • Аэроквантум — получение элементарных знаний об авиации, создание беспилотных летательных аппаратов, формирование практических навыков в пилотировании;
  • Геоквантум — исследование разнообразных пространственных данных с помощью геоинформационных систем;
  • Энерджиквантум — развитие и широкое внедрение экологичных возобновляемых источников энергетики, а также устройств, базирующихся на альтернативных источниках питания;
  • Робоквантум — обучение началам робототехники, электроники, программирования, махатроники;
  • Нейроквантум (нейротехнологии) — приобщение к современным биологическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейробиологии, нейрохирургии и нейроуправления;
  • Наноквантум — синтезирование, модификация и изучение материалов на микро- и нано- уровнях, создание новых материалов, с заданными свойствами;
  • Космоквантум — знакомство с физическими и математическими основами фотоники, радио- и электротехники, электроники, космонавтики, а также 3D-моделирования и прототипирования, программирования и проектирования космических аппаратов;
  • Биоквантум — формирование представлений и практических навыков в области биотехнологии и биоинженерии;
  • IT-квантум — изучение основ программирования, защиты информации и прав интеллектуальной собственности от злоумышленников;
  • VR / AR — разбор базовых элементов дополненной и виртуальной реальности, а также создающих их технологий.
  • Промышленный дизайн — обучение технике дизайнерского эскизирования, изучение основ профессионального ПО для проектирования, навыки 3D-печати, проектирование инновационных технологичных изделий.

Приглашаем ЦМИТы, детские технопарки «Кванториум», другие учреждения дополнительного образования стать официальной площадкой Конкурса “Реактор” и продемонстрировать проекты талантливых школьников и студентов!

Стать площадкой

Глоссарий

Основные термины, используемые в конкурсной документации (Положение, Критерии оценки, Инструкции и пр.).

Автор / лидер проекта
Детский технопарк
Жюри
Завершенность проекта
Заявка
Заявка-проектная идея
Идея
Идея проекта
Индивидуальный участник
Исполнитель
Исследование
Категории участников
Кванториум
Компетенции
Конкурс
Личный кабинет
Модерация
НТИ (Национальная технологическая инициатива)
Организатор Конкурса
Организация работы по проекту
Победители
Портфолио
Презентация
Проблема проекта или исследования
Проект
Проектная деятельность
Проектная команда
Промежуточный результат
Результат проекта
Рейтинг
Ресурс
Самостоятельный участник
Стендовый (постерный) доклад
«Ступени»
Сформулированность проблемы
Трек
Участники конкурса
Финалисты
ЦМИТ