ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЕСТЕСТВЕННО—НАУЧНЫХ

И ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Положение о конкурсе

Всероссийский конкурс естественно-научных и инженерных проектов школьников и студентов «Реактор» направлен на популяризацию деятельности созданных в различных регионах страны площадок, занимающихся поддержкой научно-технического творчества молодежи и реализацией поисковых, исследовательских и проектных работ.

Всероссийский конкурс естественно-научных и инженерных проектов школьников и студентов “Реактор” включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, поддержанных Министерством образования РФ!

Участники

К участию в конкурсе приглашаются школьники 1—11 классов, студенты колледжей и вузов (возрастом до 28 лет)

участники от 6 до 11 лет, школьники младших классов (1-4 кл.) участники от 12 до 16 лет, обучающиеся основной ступени школы (5-9 кл.)
старшеклассники (10-11 кл.); студенты младших курсов колледжей и вузов возрастом до 18 лет студенты старших курсов колледжей и вузов, магистры и бакалавры, аспиранты возрастом до 28 лет

Подать заявку

Треки (номинации) конкурса

Для участия в Конкурсе принимаются проекты, реализованные в рамках следующих «треков» (номинаций): «Исследуй!», «Изобретай!», «Создавай!».

Подать заявку

Трек «Исследуй!»

Ориентирован на проведение теоретических и прикладных работ в области естественно-научных дисциплин:

Физика
Химия
Биология
Экология

Трек «Изобретай!»

Представлен прорывными разработками в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ).

Новые рынки:

AeroNet (Аэронет) — распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;

MariNet (Маринет) — распределенные системы морского транспорта без экипажа;

AutoNet (Автонет) — распределенная сеть автотранспорта без водителя;

EnergyNet (Энерджинет) — решения, обеспечивающие распределенный характер энергетических сетей (smart grid);

NeuroNet (Нейронет) — средства человеко-машинных коммуникаций, основанные на передовых разработках в нейротехнологиях;

FoodNet (Фуднет) — интеллектуализация, автоматизация и роботизация технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов от производства до потребления;

SafeNet (Сейфнет) — новые персональные системы безопасности;

HealthNet (Хелфнет) — системы, базирующиеся на достижениях в науках о жизни и обеспечивающие рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств лечения;

FinNet (Финнет) — децентрализованные финансовые системы и валюты.

Новые технологии:

Цифровое проектирование и моделирование — разработка с применением автоматизированных компьютерных систем, позволяющих строить и просчитывать электронные проекты и модели.

Новые материалы — разработка новых перспективных материалов. Зачастую именно на уникальных свойствах нового материала основан принцип той или иной технологической концепции.

Аддитивные технологии (технологии послойного синтеза) — технологии, в которых создание изделия осуществляется путем добавления материала в отличие от традиционных технологий, где деталь формируется путем удаления лишнего материала из заготовки.

Квантовые коммуникации — коммуникационные сети, обеспечивающие передачу и защиту данных с использованием фундаментальных законов квантовой механики.

Сенсорика — разработка сенсоров и сенсорных сетей, обеспечивающих «органы чувств» для цифровых систем.

Мехабиотроника — синергетическое объединение точной механики и электронных, электротехнических и компьютерных компонент с живыми системами.

Бионика — применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Геномика и синтетическая биология — изучение и инженерия генома и генов, изменение и создание свойств живых организмов.

Нейротехнологии — использование и расширение знаний о функционировании мозга для человеко-машинного взаимодействия, распознавания эмоциональных состояний, расширения возможностей взаимодействия с окружающим миром и т.д.

BigData — технологии анализа больших объемов данных.

Искусственный интеллект и системы управления — автоматические системы управления и принятия решений.

Новые источники энергии — разработка новых перспективных и экологичных источников энергии.

Элементная база — разработка перспективных электронных компонент, в т.ч. процессоров.

Трек «Создавай!»

Связан с решением инженерных и технических задач и реализации актуальных проектов с использованием современного технологического оборудования (3D-принтеры и 3D-сканеры, фрезерные станки с числовым программным управлением и пр.).

В треке могут быть представлены следующие направления проектов:

Дизайн
разработка продукта (от предмета быта до высокотехнологичных изделий), объединяющего в себе функциональность и эстетику;

Электроника
применение различного рода электронных устройств для создания уникальных продуктов;

Механика
создание оригинальных механических моделей;

Материалы
использование традиционных материалов в современном контексте.

Критерии оценки

Критерии оценки проектов:

С подробными условиями Конкурса можно ознакомиться в Положении (pdf).

Общий организационный план-график конкурса в 2018 году.

Узнать больше о членах жюри конкурса можно в разделе «Эксперты»

Подать заявку

Призы

Главным призом конкурса «Реактор» в 2018 году стала поездка на ежегодный фестиваль фаблабов FAB 14 во Франции (Тулуза, 21-22 июля 2018 года)! Эта возможность предоставлена компанией «Эффективные социальные технологии».

Познакомиться с новыми проектными технологиями и своими глазами увидеть лучшие мейкерские проекты со всей Европы, сможет автор (лидер) лучшего проекта 2018 года «АгроБот Робот-огородник полного цикла») - Даниил Хмячин.

К поездке на FAB 14 готовится не только автор наиболее интересного проекта, но и представитель самой активной конкурсной площадки! В 2018 году - это ГОАОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», детский технопарк «Кванториум» из Липецка!

Одним из партнеров Всероссийского конкурса “Реактор” была компания “Инновационные Системы Образования”, учредившая номинацию "Fusion 360". Призерами конкурса по этому направлению стали: Владимир Макаров и проект "Laser Card" (ЦМИТ "ФабЛаб ТюмГУ", Иван Зиноров с проектом "Интеллектуальная тележка" (ЦМИТ "ФабЛаб ТюмГУ"), а также Надежда Телекина и ее проект"Биогазовый реактор" ("Кванториум" Ульяновск). Поздравляем участников и желаем им новых успехов в моделировании!

Подать заявку

Траектория конкурса

Подробные описания траектории конкурса для площадки (pdf) и участников Конкурса (pdf).

Мероприятия

Реактивное лето

1 июня, в День защиты детей Проектное движение "Реактор" объявляет конкурс “Реактивное лето”! Лето - время долгожданного отдыха для школьников и студентов, пора незабываемых приключений и веселых развлечений, новых открытий и фантастических идей! Это время, которое хочется не просто сохранить в своих воспоминаниях, но и сохранить в видео-роликах, которые так приятно пересматривать осенью и зимой! Рассказать о том, как вы провели лето, можно не только друзьям, поделиться своими летними историями можно также с наставниками и экспертами! И не просто поделиться, но и заработать полезные призы, которые помогут сделать видео более качественным и профессиональным, а значит увеличит их просмотры и соберет множество лайков.

Для участия в конкурсе “Реактивное лето” нужно придумать интересную, яркую, прорывную идею, зарегистрировать ее на сайте  и в течение 3 месяцев вести видео-дневник, фиксируя основные этапы работы над своим проектом.

Для этого нужно будет каждый месяц заходить в галерею своего опубликованного проекта, выбрать вкладку “Управление галереей” и далее нажать на кнопку “Добавить...” прикрепить новое видео! Ваш ролик должен быть записан в форматах MP4, AVI,MKV, MPEG и иметь объем не более 120 Мбайт, а по времени он должен длиться не больше 2 минут! Чем больше видео будет записано и прикреплено к паспорту проекта - тем лучше, минимальное количество роликов, необходимых для участия в конкурсе - (показывающие разные стадии работы над проектом).

Подведение итогов состоится 1 сентября. Самые яркие и креативные проекты получат призы: стабилизаторы и экшн-камеры!

Подать заявку

Методология работы
над проектом

Работа над проектом — это последовательный процесс от выявления проблемы и формирования идеи (замысла) до презентации и защиты

Подробнее:

Инструкции

Для помощи участникам Конкурса «Реактор», а также специалистам конкурсных площадок — центров молодежного инновационного творчества, детских технопарков «Кванториум» и пр., были подготовлены следующие инструкции:

Для представления проектов на Конкурсе «Реактор» рекомендуется использовать специальные шаблоны для оформления презентаций:

Площадки конкурса

Главный тренд современного технологического развития России — инновации. Именно за счет инновационной деятельности предполагается широкое распространение передовых технологий и построение перспективных рынков, призванных обеспечить в ближайшем будущем подъем национальной экономики и высокий уровень развития общества. Однако, без опоры на человеческий капитал, все эти цели рискуют остаться только на бумаге. Особым носителем, от которого зависят качественные и количественные характеристики развития человеческого капитала, выступает молодежь. Площадками для развития творческого потенциала детей и молодежи, поощрения их интереса к науке и технике, привлечения внимания к сфере инноваций и высоких технологий, развития личностных и профессиональных качеств становятся ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества), детские технопарки «Кванториум» и другие структуры новой системы дополнительного образования.

Перечень площадок конкурса «Реактор»

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и инженерных проектов «Реактор» — это уникальная возможность для ЦМИТ, детских технопарков «Кванториум» и других структур открыть свои двери перед школьниками и студентами, обеспечить их всем необходимым для реализации задуманных идей и создать пространство открытое для таланта, творчества, инноваций!

Стать площадкой

ЦМИТы

Создаваемая в России сеть ЦМИТ — это один из кирпичиков в фундаменте, на котором планируется построение современной инфраструктуры поддержки детских и молодежных инициатив на научно-техническом и инженерном поприщах. Этот проект стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». ЦМИТ — это открытая производственная площадка, доступная для детей школьного возраста (1—11 класс), студентов колледжей и вузов, аспирантов и специалистов, предпринимателей и стартаперов; это место, где молодые мастера могут реализовывать свои идеи и проекты, а также заниматься научной и исследовательской деятельностью.

Направления работы ЦМИТ

  • поиск и поддержка детей и молодежи, проявляющих выраженную мотивацию в области научно-технического, инженерного творчества;
  • широкое информирование о современных цифровых производственных технологиях и преимуществах инновационного поведения в среде детей и молодежи;
  • максимальная информационная открытость и доступность инфраструктуры для целевых аудиторий.

Детские технопарки «Кванториум»

Детские технопарки «Кванториум» — площадки, ориентированные на работу с детьми в возрасте от 5 до 18 лет с целью вовлечения их в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Цель их создания — стимулирование интереса подрастающего поколения к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых детей и молодежи, популяризация престижа инженерных профессий, освоение современных лазерных технологий, нейротехнологий, программирования, 3D-моделирования и т.д. Проект реализуется в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.

Направления работы детских технопарков «Кванториум»

  • Автоквантум — проектирование, создание, настройка и организация испытаний полностью действующих дистанционно пилотируемых прототипов транспортных средств с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти (бензин, керосин, дизельное топливо);
  • Аэроквантум — получение элементарных знаний об авиации, создание беспилотных летательных аппаратов, формирование практических навыков в пилотировании;
  • Геоквантум — исследование разнообразных пространственных данных с помощью геоинформационных систем;
  • Энерджиквантум — развитие и широкое внедрение экологичных возобновляемых источников энергетики, а также устройств, базирующихся на альтернативных источниках питания;
  • Робоквантум — обучение началам робототехники, электроники, программирования, махатроники;
  • Нейроквантум (нейротехнологии) — приобщение к современным биологическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейробиологии, нейрохирургии и нейроуправления;
  • Наноквантум — синтезирование, модификация и изучение материалов на микро- и нано- уровнях, создание новых материалов, с заданными свойствами;
  • Космоквантум — знакомство с физическими и математическими основами фотоники, радио- и электротехники, электроники, космонавтики, а также 3D-моделирования и прототипирования, программирования и проектирования космических аппаратов;
  • Биоквантум — формирование представлений и практических навыков в области биотехнологии и биоинженерии;
  • IT-квантум — изучение основ программирования, защиты информации и прав интеллектуальной собственности от злоумышленников;
  • VR / AR — разбор базовых элементов дополненной и виртуальной реальности, а также создающих их технологий.
  • Промышленный дизайн — обучение технике дизайнерского эскизирования, изучение основ профессионального ПО для проектирования, навыки 3D-печати, проектирование инновационных технологичных изделий.

Приглашаем ЦМИТы, детские технопарки «Кванториум», другие учреждения дополнительного образования стать официальной площадкой Конкурса “Реактор” и продемонстрировать проекты талантливых школьников и студентов!

Стать площадкой

Отзывы

В январе-апреле 2018 г. прошел второй конкурс естественно-научных и инженерных проектов "Реактор". Он смог объединить более 1000 человек: авторы проектов и члены проектных команд, родители и наставники, представители площадок, специалисты и эксперты. Всего на конкурсе было зарегистрировано 295 проектных заявок, экспертную оценку получил 141 проект. По итогам конкурса авторы лучших проектов, попавших в рейтинг, были приглашены на Проектную школу "Реактор", которая состоялась 20-21 апреля 2018 г. в Москве в рамках V Московского международного салона образования.

Программа школы включала в себя несколько мероприятий, направленных на обучение молодых исследователей и изобретателей основам проектной деятельности — от формирования идеи до презентации. Сначала ребята смогли ознакомиться с основой проектной работы: узнали различные определения понятия «проект», несколько типов классификации проектов, этапы работы над проектами. Также они могли проверить свой проект с помощью простых и удобных упражнений, направленных на развитие креативности и продуктивности. Вторым обучающим семинаром участников школы стало изучении технологии My Mind Map. Также в первый день конкурсанты "Реактора" смогли принять участие в мастер-классе от "Спутникс" по созданию космических аппаратов нового поколения.

Второй день Проектной школы был посвящен практической работе. Участники, разделившись в этот раз на две группы, выполняли различные задания: младшая группа принимала участие в образовательном квесте по площадкам Московского салона образования, старшие участники знакомились с технологией создания мобильного видео и видео-презентации проекта. Итогом их работы стала подготовка видео-роликов о Проектной школе и ММСО. В завершении работы Проектной школы "Реактор" прошла очная презентация проектов участников. 

По завершении Проектной школы, мы получили много положительных отзывов от участников, и теперь с нетерпением ждем нового конкурса и новых проектных встреч.

Оставить отзыв

Глоссарий

Основные термины, используемые в конкурсной документации (Положение, Критерии оценки, Инструкции и пр.).

Автор / лидер проекта
Детский технопарк
Жюри
Завершенность проекта
Заявка
Заявка-проектная идея
Идея
Идея проекта
Индивидуальный участник
Исполнитель
Исследование
Категории участников
Кванториум
Компетенции
Конкурс
Личный кабинет
Модерация
НТИ (Национальная технологическая инициатива)
Организатор Конкурса
Организация работы по проекту
Победители
Портфолио
Презентация
Проблема проекта или исследования
Проект
Проектная деятельность
Проектная команда
Промежуточный результат
Результат проекта
Рейтинг
Ресурс
Самостоятельный участник
Стендовый (постерный) доклад
«Ступени»
Сформулированность проблемы
Трек
Участники конкурса
Финалисты
ЦМИТ