ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ПРОЕКТОВ КРУЖКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Положение о конкурсе

Всероссийский конкурс проектов Кружкового движения “Реактор - Кружковое движение” направлен на популяризацию деятельности созданных в различных регионах страны площадок (“кружков”), занимающихся поддержкой научно-технического творчества молодежи и реализацией исследовательских, инженерно-технических и мейкерских проектов.

Цели конкурса

  • выявление активных кружков;

  • формирование публичного рейтинга проектов;

  • выявление лидеров, авторов проектов, наставников;

  • расширение сообщества за счет подключения партнерских площадок;

  • трансляция методологии проектной деятельности;

  • закрепление "стандарта" кружка;

  • формирование экспертного сообщества.

Конкурс включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, поддержанных Министерством просвещения РФ на 2018/2019 у.г.!

Участники

Участники Конкурса должны реализовать свои проекты на площадках проектных центров (в “кружках”): ЦМИТ, детский технопарк “Кванториум”, STEM-центр, другие организации, занимающиеся поддержкой научно-исследовательского, инженерного и технического творчества школьников и студентов, различных групп молодежи. Новый тип кружка, это команды энтузиастов, которые принимают актуальные технологические вызовы и успешно справляются с ними. Кружок 2.0. - модель кружка будущего, включающая в себя 5 ключевых позиций (функциональных ролей): носитель практики будущего, транслятор, образовательная площадка, стейкхолдер и агент развития.

В зависимости от типа “кружка”, на базе которого был реализован проект,  он соотносится с одной из категорий:

  • “Пионер”: кружок, только начинающий свою работу, имеющий в запасе небольшой опыт проектной деятельности;

  • “Профессионал”: опытный кружок, имеющий значительный организационный и методический опыт проектной деятельности.

Подать заявку

Треки (номинации) конкурса

Для участия в Конкурсе принимаются проекты, реализованные в рамках следующих «треков» (номинаций): «Исследуй!», «Изобретай!», «Создавай!».

Подать заявку

Трек «Исследуй!» (“Наука”)

Ориентирован на проведение теоретических и прикладных работ в области естественно-научных дисциплин.

Физика
Химия
Биология
Экология

Трек «Изобретай!» (“Инженерно-технические проекты”)

Представлен прорывными разработками в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ).

Новые рынки:

AeroNet (Аэронет) — распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;

MariNet (Маринет) — распределенные системы морского транспорта без экипажа;

AutoNet (Автонет) — распределенная сеть автотранспорта без водителя;

EnergyNet (Энерджинет) — решения, обеспечивающие распределенный характер энергетических сетей (smart grid);

NeuroNet (Нейронет) — средства человеко-машинных коммуникаций, основанные на передовых разработках в нейротехнологиях;

FoodNet (Фуднет) — интеллектуализация, автоматизация и роботизация технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов от производства до потребления;

SafeNet (Сейфнет) — новые персональные системы безопасности;

HealthNet (Хелфнет) — системы, базирующиеся на достижениях в науках о жизни и обеспечивающие рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств лечения;

FinNet (Финнет) — децентрализованные финансовые системы и валюты.

Новые технологии:

Цифровое проектирование и моделирование — разработка с применением автоматизированных компьютерных систем, позволяющих строить и просчитывать электронные проекты и модели.

Новые материалы — разработка новых перспективных материалов. Зачастую именно на уникальных свойствах нового материала основан принцип той или иной технологической концепции.

Аддитивные технологии (технологии послойного синтеза) — технологии, в которых создание изделия осуществляется путем добавления материала в отличие от традиционных технологий, где деталь формируется путем удаления лишнего материала из заготовки.

Квантовые коммуникации — коммуникационные сети, обеспечивающие передачу и защиту данных с использованием фундаментальных законов квантовой механики.

Сенсорика — разработка сенсоров и сенсорных сетей, обеспечивающих «органы чувств» для цифровых систем.

Мехабиотроника — синергетическое объединение точной механики и электронных, электротехнических и компьютерных компонент с живыми системами.

Бионика — применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Геномика и синтетическая биология — изучение и инженерия генома и генов, изменение и создание свойств живых организмов.

Нейротехнологии — использование и расширение знаний о функционировании мозга для человеко-машинного взаимодействия, распознавания эмоциональных состояний, расширения возможностей взаимодействия с окружающим миром и т.д.

BigData — технологии анализа больших объемов данных.

Искусственный интеллект и системы управления — автоматические системы управления и принятия решений.

Новые источники энергии — разработка новых перспективных и экологичных источников энергии.

Элементная база — разработка перспективных электронных компонент, в т.ч. процессоров.

Трек «Создавай!» (“Мейкерские проекты, Science Art проекты”)

Связан с решением инженерных и технических задач и реализации актуальных проектов с использованием современного технологического оборудования.

В треке могут быть представлены следующие направления проектов:

Дизайн
разработка продукта (от предмета быта до высокотехнологичных изделий), объединяющего в себе функциональность и эстетику

Электроника
применение различного рода электронных устройств для создания уникальных продуктов

Механика
создание оригинальных механических моделей

Материалы
использование традиционных материалов в современном контексте

Критерии оценки

Критерии оценки проектов:

Инструкция по регистрации проекта в системе "Реактор".

С подробными условиями Конкурса можно ознакомиться в Положении.

Общий организационный план-график конкурса в 2019 году.

Узнать больше о членах жюри конкурса можно в разделе «Эксперты»

Подать заявку

Траектория конкурса

Подробные описания траектории конкурса для площадки (pdf) и участников Конкурса (pdf).

Методология работы
над проектом

Работа над проектом — это последовательный процесс от выявления проблемы и формирования идеи (замысла) до презентации и защиты

Подробнее:

Инструкции

Для помощи участникам Конкурса проектов Кружкового движения, а также специалистам конкурсных площадок (“кружков”), были подготовлены следующие инструкции:

Для представления проектов на Конкурсе проектов Кружкового движения рекомендуется использовать специальные шаблоны для оформления презентаций:

Мероприятия

Конкурс естественно-научных и инженерных проектов “Реактор-2018”

В январе-апреле 2018 г. прошел второй конкурс естественно-научных и инженерных проектов "Реактор". Он смог объединить более 1000 человек: авторы проектов и члены проектных команд, родители и наставники, представители площадок, специалисты и эксперты. Всего на конкурсе было зарегистрировано 295 проектных заявок, экспертную оценку получил 141 проект. По итогам конкурса авторы лучших проектов, попавших в рейтинг, были приглашены на Проектную школу "Реактор", которая состоялась 20-21 апреля 2018 г. в Москве в рамках V Московского международного салона образования.

Программа школы включала в себя несколько мероприятий, направленных на обучение молодых исследователей и изобретателей основам проектной деятельности — от формирования идеи до презентации. Сначала ребята смогли ознакомиться с основой проектной работы: узнали различные определения понятия «проект», несколько типов классификации проектов, этапы работы над проектами. Также они могли проверить свой проект с помощью простых и удобных упражнений, направленных на развитие креативности и продуктивности. Вторым обучающим семинаром участников школы стало изучении технологии My Mind Map. Также в первый день конкурсанты "Реактора" смогли принять участие в мастер-классе от "Спутникс" по созданию космических аппаратов нового поколения.

Второй день Проектной школы был посвящен практической работе. Участники, разделившись в этот раз на две группы, выполняли различные задания: младшая группа принимала участие в образовательном квесте по площадкам Московского салона образования, старшие участники знакомились с технологией создания мобильного видео и видео-презентации проекта. Итогом их работы стала подготовка видео-роликов о Проектной школе и ММСО. В завершении работы Проектной школы "Реактор" прошла очная презентация проектов участников.

В 2018 г. главной наградой конкурса «Реактор» стала поездка на ежегодный фестиваль фаблабов FAB 14 во Франции (Тулуза, июль 2018 года) автора лучшего проекта “АгроБот Робот-огородник полного цикла” Даниила Хмячина. Возможность посетить французский фестиваль была предоставлена также методисту направления «Наноквантум» Детского технопарка «Кванториум» Ирине Луповой, как представителю наиболее активной площадки - липецкого "Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», детский технопарк «Кванториум»! Такая возможность была предоставлена компанией «Эффективные социальные технологии».

Реактивное лето

1 июня, в День защиты детей Проектное движение "Реактор" был объявлен конкурс “Реактивное лето”! Лето - время долгожданного отдыха для школьников и студентов, пора незабываемых приключений и веселых развлечений, новых открытий и фантастических идей! Это время, которое хочется не просто сохранить в своих воспоминаниях, но и сохранить в видео-роликах, которые так приятно пересматривать осенью и зимой!

Для участия в конкурсе “Реактивное лето” нужно было придумать интересную, яркую, прорывную идею, зарегистрировать ее на сайте конкурса “Реактор” и в течение 3 месяцев вести видео-дневник, фиксируя основные этапы работы над своим проектом.

Всего на конкурс было представлено 24 проекта и 53 ролика, между претендентами велась нешуточная борьба, но по итогам экспертной оценки победителями стали:

  • 1 место - Иван Зиноров с проектом "Гидропонная ферма"
  • 2 место - Дмитрий Новиков и Сергей Игнатьев, представивших целый многосерийный фильм об "Экскурсионном автобусе-самолете"
  • 3 место - Екатерина Молодецкая как лидер проекта по разработке модели вездехода-амфибии на радиоуправлении с функцией измерения эко-метеопараметров.

Подать заявку

Отзывы

Всероссийский конкурс “Реактор” и связанные с ним Проектные школы проводятся уже два года подряд. По их завершению, мы получаем много положительных отзывов от участников, и теперь с нетерпением ждем нового конкурса и новых проектных встреч.

Оставить отзыв

Площадки конкурса

Главный тренд современного технологического развития России — инновации. Именно за счет инновационной деятельности предполагается широкое распространение передовых технологий и построение перспективных рынков, призванных обеспечить в ближайшем будущем подъем национальной экономики и высокий уровень развития общества. Однако, без опоры на человеческий капитал, все эти цели рискуют остаться только на бумаге. Особым носителем, от которого зависят качественные и количественные характеристики развития человеческого капитала, выступает молодежь. Площадками для развития творческого потенциала детей и молодежи, поощрения их интереса к науке и технике, привлечения внимания к сфере инноваций и высоких технологий, развития личностных и профессиональных качеств становятся “кружки”. Это команды энтузиастов, которые принимают актуальные технологические вызовы и успешно справляются с ними. “Кружки” могут быть созданы на базе ЦМИТов (центры молодежного инновационного творчества), фаблабов, детских технопарков «Кванториум», дворцов творчества, других структур системы общего и дополнительного образования.

Перечень площадок Конкурса проектов Кружкового движения

Всероссийский конкурс проектов Кружкового движения “Реактор - Кружковое движение” — это уникальная возможность для “кружков” открыть свои двери перед школьниками и студентами, обеспечить их всем необходимым для реализации задуманных идей и создать пространство открытое для таланта, творчества, инноваций!

Цель Кружкового движения - вырастить в России экосистему, которая объединит технологических энтузиастов, крупные компании, госкорпорации, проекты на стыке образования, науки и технологического бизнеса. Такая экосистема позволит создавать работающие форматы для взаимодействия между всеми участниками Кружкового движения. А конкурс проектов Кружкового движения позволит найти и поддержать наиболее интересные проекты, помочь авторам проектов, членам проектных команд и наставникам найти новые цели для роста и профессионального развития!

Стать площадкой

ЦМИТы

Создаваемая в России сеть ЦМИТ — это один из кирпичиков в фундаменте, на котором планируется построение современной инфраструктуры поддержки детских и молодежных инициатив на научно-техническом и инженерном поприщах. Этот проект стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». ЦМИТ — это открытая производственная площадка, доступная для детей школьного возраста (1—11 класс), студентов колледжей и вузов, аспирантов и специалистов, предпринимателей и стартаперов; это место, где молодые мастера могут реализовывать свои идеи и проекты, а также заниматься научной и исследовательской деятельностью.

Направления работы ЦМИТ

  • поиск и поддержка детей и молодежи, проявляющих выраженную мотивацию в области научно-технического, инженерного творчества;
  • широкое информирование о современных цифровых производственных технологиях и преимуществах инновационного поведения в среде детей и молодежи;
  • максимальная информационная открытость и доступность инфраструктуры для целевых аудиторий.

Детские технопарки «Кванториум»

Детские технопарки «Кванториум» — площадки, ориентированные на работу с детьми в возрасте от 5 до 18 лет с целью вовлечения их в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Цель их создания — стимулирование интереса подрастающего поколения к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых детей и молодежи, популяризация престижа инженерных профессий, освоение современных лазерных технологий, нейротехнологий, программирования, 3D-моделирования и т.д. Проект реализуется в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.

Направления работы детских технопарков «Кванториум»

  • Автоквантум — проектирование, создание, настройка и организация испытаний полностью действующих дистанционно пилотируемых прототипов транспортных средств с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти (бензин, керосин, дизельное топливо);
  • Аэроквантум — получение элементарных знаний об авиации, создание беспилотных летательных аппаратов, формирование практических навыков в пилотировании;
  • Геоквантум — исследование разнообразных пространственных данных с помощью геоинформационных систем;
  • Энерджиквантум — развитие и широкое внедрение экологичных возобновляемых источников энергетики, а также устройств, базирующихся на альтернативных источниках питания;
  • Робоквантум — обучение началам робототехники, электроники, программирования, махатроники;
  • Нейроквантум (нейротехнологии) — приобщение к современным биологическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейробиологии, нейрохирургии и нейроуправления;
  • Наноквантум — синтезирование, модификация и изучение материалов на микро- и нано- уровнях, создание новых материалов, с заданными свойствами;
  • Космоквантум — знакомство с физическими и математическими основами фотоники, радио- и электротехники, электроники, космонавтики, а также 3D-моделирования и прототипирования, программирования и проектирования космических аппаратов;
  • Биоквантум — формирование представлений и практических навыков в области биотехнологии и биоинженерии;
  • IT-квантум — изучение основ программирования, защиты информации и прав интеллектуальной собственности от злоумышленников;
  • VR / AR — разбор базовых элементов дополненной и виртуальной реальности, а также создающих их технологий.
  • Промышленный дизайн — обучение технике дизайнерского эскизирования, изучение основ профессионального ПО для проектирования, навыки 3D-печати, проектирование инновационных технологичных изделий.

Приглашаем ЦМИТы, детские технопарки «Кванториум», другие учреждения дополнительного образования стать официальной площадкой Конкурса “Реактор” и продемонстрировать проекты талантливых школьников и студентов!

Стать площадкой

Глоссарий

Основные термины, используемые в конкурсной документации (Положение, Критерии оценки, Инструкции и пр.).

Автор / лидер проекта
Детский технопарк
Жюри
Завершенность проекта
Заявка
Заявка-проектная идея
Идея
Идея проекта
Индивидуальный участник
Исполнитель
Исследование
Категории участников
Кванториум
Компетенции
Конкурс
Личный кабинет
Модерация
НТИ (Национальная технологическая инициатива)
Организатор Конкурса
Организация работы по проекту
Победители
Портфолио
Презентация
Проблема проекта или исследования
Проект
Проектная деятельность
Проектная команда
Промежуточный результат
Результат проекта
Рейтинг
Ресурс
Самостоятельный участник
Стендовый (постерный) доклад
«Ступени»
Сформулированность проблемы
Трек
Участники конкурса
Финалисты
ЦМИТ