ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Если у вас возникли вопросы по Конкурсу, задайте их через форму обратной связи.
Основные термины, используемые в конкурсной документации (Положение, Критерии оценки, Инструкции и пр.).
Автор / лидер проекта
Автор / лидер проекта — участник конкурса, который принял непосредственное участие в формировании, проработке и реализации идеи проекта. Участие в работе подтверждается компетенциями, которые автор получил при решении конкретных задач как исполнитель. В зависимости от возрастной группы лидера проекта происходит отнесение его к той или иной мастерской.
Детский технопарк
Детский технопарк — часть структуры устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке. Цель их создания - стимулирование интереса подрастающего поколения к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых детей и молодежи, вовлечение в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий.
Жюри
Жюри — эксперты в области науки и техники, специалисты по молодежной политике, научно-исследовательской, инженерной и проектной деятельности, предпринимательства, психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи, представители образовательных организаций различного уровня.
Завершенность проекта
Завершенность проекта — это соотношение выполненных задач и полученного итогового результата на определенном этапе решения поставленной проблемы.
Заявка
Заявка — письменное обращение от организации (ЦМИТ, Кванториум, детский технопарк) по предлагаемой форме для участия проекта в конкурсе.
Заявка-проектная идея
Заявка-проектная идея — фиксирование в электронной системе «ПрофПроект» основной проблемы или замысла будущей работы (научно-исследовательского, инженерного, технического, изобретательского характера).
Идея
Идея — это запланированный комплекс мер, необходимый для достижения промежуточного результата проекта. Отдельная задача является основным инструментом организации взаимодействия руководителя проекта и исполнителя. Описание задачи отображает то, что будет выполнено и достигнуто, а также промежуточные результаты и этапы на пути к решению поставленной задачи. На каждую задачу назначается только один исполнитель.
Идея проекта
Идея проекта — это выделенная проблема или основной замысел проекта, который должен соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. Это цель проекта. Идея должна быть уникальной, оригинальной, направленной на изменение, развитие, создание нового.
Индивидуальный участник
Индивидуальный участник — автор проекта, который выполняет все проектные задачи один при необходимом техническом, педагогическом и информационном сопровождении сотрудников ЦМИТ, Кванторума или детского технопарка.
Исполнитель
Исполнитель — в качестве исполнителей выступают школьники 1—11 классов, студенты колледжей и вузов, представители различных категорий молодежи (возрастом до 28 лет), принявшие участие в реализации проекта. Исполнитель ведет самостоятельную деятельность для решения поставленной перед ним задачи. Участники конкурса являются и исполнителями задач и авторами проектов, в которых принимали участие.
Исследование
Исследование — это организованная деятельность автора проекта вместе с исследовательской командой (научным руководителем, исполнителями, консультантами), направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, его структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезной для человека новой информации или технологии.
Категории участников
Категории участников — в зависимости от возрастной группы участники распределяются по 4 группам («ступеням»):
  • Ступень I: участники от 6 до 11 лет, школьники младших классов (1 — 4 кл.);
  • Ступень II: участники от 12 до 16 лет, обучающиеся основной ступени школы (5 — 9 кл.);
  • Ступень III: старшеклассники (10 — 11 кл.); студенты младших курсов колледжей и вузов возрастом до 18 лет;
  • Ступень IV: студенты старших курсов колледжей и вузов, магистры и бакалавры, аспиранты возрастом до 28 лет.
Кванториум
Кванториум — технопарк, ориентированный на работу с детьми в возрасте от 5 до 18 лет с целью вовлечения их в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Проект реализуется как формирование структуры «новой модели системы дополнительного образования детей в России» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив. Кванториумы могут вести работу по следующим направлениям:
  • Автоквантум — проектирование, создание, настройка и организация испытаний полностью действующих дистанционно пилотируемых прототипов транспортных средств с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти (бензин, керосин, дизельное топливо);
  • Авиаквантум — получение элементарных знаний об авиации, создание беспилотных летательных аппаратов, формирование практических навыков в пилотировании;
  • Data-квантум (геоинформатика) — исследование разнообразных пространственных данных с помощью геоинформационных систем;
  • Экоквантум — анализ глобальных экологических проблем, разработка рекреационных технологий;
  • Энерджиквантум — развитие и широкое внедрение экологичных возобновляемых источников энергетики, а также устройств, базирующихся на альтернативных источниках питания;
  • Робоквантум — обучение началам робототехники, электроники, программирования, махатроники;
  • Нейроквантум (нейротехнологии) — приобщение к современным биологическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейробиологии, нейрохирургии и нейроуправления;
  • Наноквантумы — синтезирование, модификация и изучение материалов на микро- и нано- уровнях, создание новых материалов, с заданными свойствами;
  • Космоквантум — знакомство с физическими и математическими основами фотоники, радио- и электротехники, электроники, космонавтики, а также 3D-моделирования и прототипирования, программирования и проектирования космических аппаратов;
  • Биоквантум — формирование представлений и практических навыков в области биотехнологии и биоинженерии;
  • IT-квантум — изучение основ программирования, защиты информации и прав интеллектуальной собственности от злоумышленников;
  • Ноухауквантумы (изобретательство) — лаборатория научно-технического творчества;
  • Радиоквантум;
  • Гелеоквантум;
  • Лазерквантум;
  • VR / AR — разбор базовых элементов дополненной и виртуальной реальности, а также создающих их технологий.
Компетенции
Компетенции — это способность успешно решать практические задачи, используя приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки.
Конкурс
Конкурс — открытое соревнование проектов, реализуемых на площадках ЦМИТ, Кванториумов, детских технопарков, с целью поддержки и развития поисковых, исследовательских и проектных работ школьников и студентов в области естественных наук, инженерии, техники.
Личный кабинет
Личный кабинет — это личная страница автора проекта на сайте конкурса, созданная специально для самостоятельного осуществления операций с проектами поданными на конкурс от его лица.
Модерация
Модерация — предварительная проверка проектных и исследовательских работ оргкомитетом на соответствие требованиям конкурса.
НТИ (Национальная технологическая инициатива)
НТИ (Национальная технологическая инициатива) — (http://asi.ru/nti/) — долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.
Новые рынки:
  • AeroNet (Аэронет) — распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;
  • MariNet (Маринет) — распределенные системы морского транспорта без экипажа;
  • AutoNet (Автонет) — распределенная сеть автотранспорта без водителя;
  • EnergyNet (Энерджинет) — решения, обеспечивающие распределенный характер энергетических сетей (smart grid);
  • NeuroNet (Нейронет) — средства человеко-машинных коммуникаций, основанные на передовых разработках в нейротехнологиях;
  • FoodNet (Фуднет) — интеллектуализация, автоматизация и роботизация технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов от производства до потребления;
  • SafeNet (Сейфнет) — новые персональные системы безопасности;
  • HealthNet (Хелфнет) — системы, базирующиеся на достижениях в науках о жизни и обеспечивающие рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств лечения;
  • FinNet (Финнет) — децентрализованные финансовые системы и валюты.
Новые технологии:
  • Цифровое проектирование и моделирование — разработка с применением автоматизированных компьютерных систем, позволяющих строить и просчитывать электронные проекты и модели.
  • Новые материалы — разработка новых перспективных материалов. Зачастую именно на уникальных свойствах нового материала основан принцип той или иной технологической концепции.
  • Аддитивные технологии (технологии послойного синтеза) — технологии, в которых создание изделия осуществляется путем добавления материала в отличие от традиционных технологий, где деталь формируется путем удаления лишнего материала из заготовки.
  • Квантовые коммуникации — коммуникационные сети, обеспечивающие передачу и защиту данных с использованием фундаментальных законов квантовой механики.
  • Сенсорика — разработка сенсоров и сенсорных сетей, обеспечивающих «органы чувств» для цифровых систем.
  • Мехабиотроника — синергетическое объединение точной механики и электронных, электротехнических и компьютерных компонент с живыми системами.
  • Бионика — применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.
  • Геномика и синтетическая биология — изучение и инженерия генома и генов, изменение и создание свойств живых организмов.
  • Нейротехнологии — использование и расширение знаний о функционировании мозга для человеко-машинного взаимодействия, распознавания эмоциональных состояний, расширения возможностей взаимодействия с окружающим миром и т.д.
  • BigData — технологии анализа больших объемов данных.
  • Искусственный интеллект и системы управления — автоматические системы управления и принятия решений.
  • Новые источники энергии — разработка новых перспективных и экологичных источников энергии.
  • Элементная база — разработка перспективных электронных компонент, в т.ч. процессоров.
Организатор Конкурса
Организатор Конкурса — Оргкомитет, который обеспечивает реализацию Конкурса по следующим направлениям:
  • организационное (разработка и утверждение Положения о Конкурсе и других сопровождающих документов, контроль их соблюдения, определение номинаций Конкурса, формирование и координация работы жюри, представление полуфиналистов и финалистов Конкурса, награждение победителей);
  • техническое (создание условий для сопровождения проектов в рамках дистанционного этапа, работы организаторов и жюри Конкурса, осуществления комплекса заочных процедур, подготовка помещений и оборудования для проведения очных мероприятий);
  • информационное (информирование общественности о Конкурсе, его ходе и результатов посредством размещения в сети интернет статей и аналитических материалов, формирование системы обратной связи с конкурсантами, экспертами, членами жюри, а также региональным площадками — ЦМИТами, кванториумами, детскими технопарками и другими организациями дополнительного образования детей и молодежи).
Организация работы по проекту
Организация работы по проекту — это организация взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками проекта. Автор проекта сам разбивает работу по проекту или исследованию на задачи, составляет план и последовательность действий, назначает исполнителя (при работе с проектной командой) или реализует все действия самостоятельно. Исполнитель качественно исполняет задачи проекта.
Победители
Победители — участники конкурса, чьи проекты были оценены в рамках очного тура членами жюри и признаны лучшими (с учетом выделенных «Треков» и «Ступеней»).
Портфолио
Портфолио — это досье, перечень работ, ключевых компетенций, достижений автора или исполнителя проекта, представляющих его навыки, умения и знания с лучших сторон, сформированных в процессе работы над проектом.
Презентация
Презентация — это форма представления информации о проекте с помощью наглядного материала, размещенного на слайдах.
Проблема проекта или исследования
Проблема проекта или исследования — теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.
Проектная деятельность
Проектная деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результат. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом участники расширяют свою социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни, начинают применять для решения поставленных задач современные технологии.
Проектная команда
Проектная команда — группа участников, занятая в реализации на площадке ЦМИТ, кванториума, детского технопарка коллективной проектной идеи.
Промежуточный результат
Промежуточный результат — это результат одной или нескольких задач, который используется для достижения решения проблемы, но не является конечным продуктом работы над проектом.
Результат проекта
Результат проекта — это реальный, поддающийся проверке итог работы
Рейтинг
Рейтинг — система ранжирования конкурсных проектов, рассчитываемая по специальной методике за счет обобщения оценок членов жюри и приглашенных экспертов; используется для отображения места конкретного проекта среди других проектов, представленных на конкурсе.
Ресурс
Ресурс — это возможность, предоставляемая проектной команде ресурсодателем (в лице конкурсной площадки - ЦМИТ, Кванториум, детский технопарк), использовать оборудование, материальные средства, получить консультации специалистов. Это позволит качественно улучшить работу над проектом и получить желаемый результат.
Самостоятельный участник
Самостоятельный участник — автор проекта, который выполняет проект или исследование самостоятельно без руководителя.
Стендовый (постерный) доклад
Стендовый (постерный) доклад — это одна из эффективных форм оперативного представления проекта, в ходе которого автор представляет свой плакат-стенд о проекте или исследовании и отвечает на вопросы экспертов.
«Ступени»
«Ступени» — выделенные на Конкурсе группы участников, которые с учетом возрастной группы подразделяются на:
  • Ступень I: участники от 6 до 11 лет, школьники младших классов (1 — 4 кл.);
  • Ступень II: участники от 12 до 16 лет, обучающиеся основной ступени школы (5 — 9 кл.);
  • Ступень III: старшеклассники (10 — 11 кл.); студенты младших курсов колледжей и вузов возрастом до 18 лет;
  • Ступень IV: студенты старших курсов колледжей и вузов, магистры и бакалавры, аспиранты возрастом до 28 лет.
Сформулированность проблемы
Сформулированность проблемы — это четкое, краткое и адекватное описание проблемы проекта или исследования.
Трек
Трек — тематическая позиция (номинация) для дифференциации проектов участников. В Всероссийском конкурсе естественно-научных и инженерных проектов «Реактор» выделено три трека: «Исследуй!», «Изобретай!», «Создавай!».
Трек «Исследуй!» ориентирован на проведение теоретических и прикладных работ в области естественно-научных дисциплин, таких как физика, химия, биология, экология.
Трек «Изобретай!» представлен прорывными разработками в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ).
Трек «Создавай!» связан с решением инженерных и технических задач и реализации актуальных проектов с использованием современного технологического оборудования (3D-принтеры и 3D-сканеры, фрезерные станки с числовым программным управлением и пр.).
Участники конкурса
Участники конкурса — школьники 1-11 классов, студенты колледжей, студенты и аспиранты вузов (возрастом до 28 лет). К участию в Конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и проектные команды.
Финалисты
Финалисты — участники конкурса, чьи проекты получили наибольшее количество баллов от членов жюри в рамках дистанционной оценки.
ЦМИТ
ЦМИТ — центры молодежного инновационного творчества, главным образом научно-технической и инженерной направленности. Их цель — информирование широкой аудитории о современных технологиях цифрового производства, стимулирование интереса к инновационному творчеству, обучение молодых людей умению работать с оборудованием, навыкам проектной работы, организации бизнеса в инновационной (научно-технической / инженерной) сфере. ЦМИТ представляет собой пространство, выполняющее две основных функции: место для обсуждений и место для работы с компьютерами и производственным оборудованием, представленным современными малогабаритными станками для производства прототипов и мелких серий (3Д принтеры и 3Д сканеры, фрезерные станки с числовым программным управлением, плоттеры, компьютеры и проекторы, частично расходные материалы и пр.). Основными формами работы ЦМИТ являются: лекции, мастер-классы, реализация образовательных программ, конкурсы, индивидуальные занятия.